ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА АЗЕРБАЙДЖАНА

Корни театрального искусства в Азербайджане связаны с образом жизни, быта, традициями народных торжеств и свадеб, а также мировоззрением народа. В таких древних церемониях как "Саячы", "Новруз", "Гов-сеч", наряду с хором, танцами и диалогом, встречаются также драматические сюжеты, движения, а иногда и художественные образы. Игра "Коса-коса", составляющая важный эпизод церемонии "Новруз" - настоящий образец театра. В этой игре присутствуют последовательный сюжет, драматическое движение, а также актеры, надевшие маски и специальную одежду. Эпизоды "Хан-хан", "Танец мутрибов", "Дуэт свекрови и снохы", исполняемые во время свадебных церемоний, продолжавшихся по несколько дней, свидетельствуют о том, что элементы игр и представлений имеют самостоятельное значение в этих торжествах. В меджлисах озанов - ашугов, сценах "Зорхана", выступлениях эквилибристов, а также на церемониях "Йух", широко распространенных в древности, элементы уличного театра были достаточно сильными.

Элементы спектакля, присутствующие в церемониях и играх, сыграли важную роль в становлении самостоятельного народного театра. Широко распространенные в народе с древнейших времен театрализованные сцены "Коса-коса", "Гаравелли" (одна из форм уличного театра), "Килимарасы", "Шах Селим" (кукольные спектакли) свидетельствуют о том, что народный театр в Азербайджане имеет самостоятельное историческое значение. Некоторые из подобных спектаклей построены на постоянном сюжете и носят игровой характер, а другие - обладая репертуаром, состоящим из небольших комических сцен, составляли более зрелую стадию народного театра.

Народный театр Азербайджана всегда был характерен реалистическими особенностями и связан с трудящимися слоями населения. Основу репертуара народного театра составляли небольшие спектакли (фарсы), отличающиеся определенным этическим содержанием. Такие представления, как "Коса-гелин", "Тапдыг чобан", "Тенбел гардаш" (комедия из трех частей) были весьма популярны в народе. В этих спектаклях отражены, главным образом, хозяйственная жизнь и быт народа. Главная их особенность заключается в оптимизме. Иной раз в таких спектаклях смех приобретает строгость, превращается в иронию и сатиру, бичуя недостатки в трудовой и бытовой психологии людей.

В период господства династии Сефевидов (XVI столетие), власти, принявшие шиизм в качестве официальной религиозной секты, прибегали к различным средствам воздействия на сознание народа. Именно с этого времени стал широко распространяться религиозные театрализованные сцены, которые назывались "Шебихами". "Шебихы", эффективно влиявшие на возникновение профессионального театра в Азербайджане, одновременно в определенной степени способствовали приходу многих мастеров на сцену.

Народный театр сыграл важную роль в становлении профессионального театра в Азербайджане.

История Азербайджанского театра начинается со спектаклей "Визирь Ленкоранского хана" и "Гаджи Гара", поставленных на Бакинской сцене по пьесам М.Ф.Ахундова в марте-апреле 1873 года. Эти первые любительские спектакли, поставленные учащимися реальной школы по инициативе Г.Б.Зардаби и при активном участии Н.Б. Везирова и А. Адигезалова (Герани), стали мощным толчком в деле создания национального театра.

Представители передовой интеллигенции Азербайджана, учителя, которые окончили Горийскую семинарию, впоследствии организовали театральные представления в Шуше, Нахчыване и других городах, и одновременно выступали в этих спектаклях в качестве "актеров". В Шуше передовые учителя и представители интеллигенции под руководством Я.Мелик-Хакназарова в период летних каникул регулярно организовали спектакли в местном клубе и театре Хандамирова, показывали комедии М.Ф. Ахундова ("Мсье Жордан и дервиш Местелишах" и другие).

С 1876 года комедии М.Ф.Ахундова ставились и в Тифлисе (на азербайджанском языке). Особо следует отметить деятельность передовых представителей интеллигенции - автора нескольких комедий и водевилей Н.Б.Везирова, Б.Бадалбекова, А.Велибекова, Ф.Кочарли, Г.Сарыджалинского, Мухтара Мурадова, И.Сафибекова, известного певца Джаббара Гарягдыоглу (Шуша), М.Сидги, брата Дж.Мамедгулизаде Мирзы Алекбера, драматурга Э.Султаного (Нахчыван), Р.Эфендиева (Нуха) и других. В 70-80-е годы XIX столетия во многих городах Азербайджана активно действовали любители театра. Постепенно они стали собираться в Баку вокруг известных театральных деятелей. Поэтому к концу 80-х годов театральная жизнь в Баку вновь оживляется и здесь появляется настоящий театральный коллектив. Начиная с 1887-го года театральное общество Баку возглавляют Г.Махмудбеков, С.М.Ганизаде и Н.Велиев. Благодаря их усилиям, это общество значительно усилилось и превратилось в труппу, которая с 1888-го года начала действовать уже как самостоятельный театральный коллектив.

Начиная с 1890-х годов огромную заслугу в здоровом развитии Азербайджанского театра, в осуществлении требований сценического реализма в театре имел Н.Нариманов. Он расценивал театр как одно из важнейших средств для повышения общественного сознания народа и распространения передовых идей своего времени, пользовался театром в качестве трибуны. Н.Нариманов приглашал молодых представителей интеллигенции в актерскую труппу и одновременно сам исполнял главные роли во многих спектаклях. В 1896 году Г.Б.Зардаби организовал первый в Баку профессиональный театральный коллектив под названием "Первая мусульманская драматическая труппа". В 1897 году в Баку был создан первый "Союз артистов". Репертуар дореволюционного Азербайджанского театра состоял из пьес национальных драматургов - М.Ф. Ахундова, Н.Б. Везирова, Г.Б. Везирова, Н.Нариманова, А.Хагвердиева, Дж.Мамедгулизаде и других, а также обогащался произведениями русских (Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой) и западноевропейских классиков (В.Шекспир, Ф.Шиллер, Г.Гейне, Ж.Б.Мольер). Азербайджанский театр с первых лет своей деятельности был предан идеям просвещения и демократии. Наряду с комедиями М.Ф.Ахундова большую роль в изобличении феодальных обычаев, гнета и деспотизма помещичье-капиталистического строя сыграли пьесы Н.Б.Везирова "Несчастье Фахраддина", "С дождя да на засуху", А.Б.Ахвердиева "Дагылан Тифаг", "Бехтсиз джаван" ("Несчастный юноша"), "Ага Магомед шах Гаджар", Н.Нариманова "Наданлыг" ("Невежество"), "Надир шах" и др.

В 1906 году в Баку была учреждена компания "Мусульманские драматические артисты". Возглавлял эту компанию известный театральный деятель Дж.Зейналов. Невзирая на преследования, материальные трудности, эта компания регулярно организовала спектакли, расширяла свой репертуар. В эти же годы в рабочих районах Баку были организованы драматические кружки и театральные труппы, ставящие спектакли ("Балаханинский драматический кружок", "Хамийят"). В составе труппы "Хамийят", созданной при газете "Текамуль", наряду с ее непосредственным учредителем М.А.Алиевым, были также А.Рзаев, Дж.Гаджинский и др. Члены этой труппы занимались и подготовкой спектаклей, и набором зрителей. Поскольку не было средств для аренды хорошего помещения, спектакли давались в салоне "Гранвио" торгового пассажа. В 1906 году здесь была сыграна пьеса Н.Нариманова "Наданлыг" ("Невежество"). После революции 1905-го года в Баку разрешили создать ряд "обществ". При этом многие общества, ранее действующие в нелегальной форме, стали действовать открыто. Одним из них было культурно-просветительское общество "Ниджат" ("Спасение"). В 1908-м году при обществе "Ниджат" была создана единая драматическая труппа, объединяющая таких профессиональных актеров, как Г.Араблинский, С.Рухулла, А.Вели; у этой труппы был постоянный гардероб и реквизиты. Один-два раза в неделю труппа давала представления как в театре Тагиева, так и в рабочих районах. Именно в этот период значительное место в репертуаре Азербайджанского театра занимали пьесы "Несчастный юноша", "Ага Магомед шах Гаджар" (А.Б.Ахвердиев), "Надир шах" (Н.Нариманов), "Пехлеванани-замане" (Н.Б.Везиров), "Гавейи ахенгар" (Ш.Сами), "Беженцы" (Ф.Шиллер), "Аль-Мансур" (Г.Гейне), "Отелло" (В.Шекспир), "Врач поневоле" (Ж.Б.Мольер), "Ревизор", "Женитьба" (Н.В.Гоголь), "Первый винодел" (Л.Н.Толстой) и др.

В 1910-м году было учреждено новое культурно-просветительское общество под названием "Сафа" и при нем - театральное отделение. Драматическая труппа общества "Сафа" была значительно слабее по сравнению с труппой "Ниджат". Однако актеры "Ниджата" постепенно стали перейти в "Сафа". Активное участие в работе этого общества принимали Д,Буньятзаде, поэт Самед Мансур, актеры Дж.Зейналов, А.М.Шарифзаде, время от времени приглашались на спектакли этого спектакля актеры из "Ниджата" - Г.Араблинский, М.А.Алиев, С.Рухулла, Г.Сарабский и др. Труппа общества "Сафа", наряду с организацией спектаклей, занималась также культурно-просветительскими работами, связанными с жизнью театра. В 1910 году труппа торжественно отметила 25-летие сценической деятельности Дж.Зейналова, в 1911 году - 100-летие со дня рождения М.Ф.Ахундова, а в 1913 году - 40-летие литературной деятельности Н.Б.Везирова. Одна из примечательных особенностей работы труппы "Сафа" заключалась в том, что она организовывала гастрольные спектакли как в городах и селах Азербайджана, так и в более широком масштабе (Южный Кавказ, Средняя Азия, Северный Кавказ, города Ирана, Астрахань, Казань и др.). В целом, труппы "Ниджат" и "Сафа" сыграли определенную роль в укреплении Азербайджанского театра с организационной и творческой точки зрения.

12 января (по новому стилю - 25 января) 1908 года была заложена основа Азербайджанского профессионального музыкального театра: именно в этот день был показан спектакль первой национальной оперы - произведения У.Гаджибекова "Лейли и Меджнун". В первые годы деятельности музыкального театра его репертуар обогатился за счет произведений У.Гаджибекова, написанных в 1908-1913 годах - опер "Лейли и Меджнун", "Шейх Санан", "Рустам и Зохраб", "Шах Аббас и Хуршид Бану", "Эсли и Керем", музыкальных комедий "Муж и жена", "Не та, так эта", "Аршин мал алан". В последующие годы репертуар Азербайджанского музыкального театра обогатился произведениями З.Гаджибекова (опера "Ашиг Гариб", музыкальные комедии "В пятьдесят лет - молодой", "Женатый холостяк"), М.Дж.Амирова (опера "Сейфалмульк") и др. Однако несмотря на наличие собственного репертуара, в музыкальном театре заметно ощущалась нужда в профессиональных исполнителях. В музыкальных спектаклях наряду с такими оперными певцами как Г.Сарабский, М.Мамедов (Бюльбюль), Г.Гаджибабабеков, Г.Терегулов, М.Багиров, А.Агдамский, выступали в основном драматические актеры - Г.Араблинский (в качестве режиссера), А.Гусейнзаде, Г.Аббасов, А. и Я. Оленские, Р.Дараблы, А.Анаплы и др. Между музыкальным и драматическими театрами не было четкого разделения, в репертуар их трупп были включены как драматические, так и музыкальные произведения (в 1910-е годы большую часть их репертуаров составляли музыкальные спектакли).

В 1916 году был поставлен спектакль на комедию Дж.Мамедгулизаде "Олюлэр" ("Мертвецы"). Этот спектакль стал свидетельством идейной зрелости азербайджанского театра. Спектакль "Мертвецы", звучавший как обвинительный приговор в отношении мира лжи и гнета, религиозного фанатизма, имел огромный успех.

В 1917 году в Баку был создан "Союз мусульманских артистов", председателем которого был избран А.М.Шарифзаде. Этот Союз, собрав вокруг себя все театральные отряды, организовал спектакли на основе товарищеских отношений. К сожалению, этот Союз просуществовал только до марта 1918-го года: антрепренеры театра Маилова не позволяли азербайджанским актерам выступать в помещении этого театра. В это время большинство актеров были в гастрольных поездках. Лишь труппа братьев У. и З.Гаджибековых выступала относительно регулярно. В ней объединились актеры драматического, оперного и опереттного жанра. Тесно связанный с передовыми, демократическими идеями Азербайджанский театр сыграл важную роль в культурном развитии народа. Тем не менее, в эти годы театр еще не достиг уровня высокой сценической культуры.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director

Lorem ipsum
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat. Curabitur pharetra dictum lorem, id mattis ipsum sodales et. Cras id dui ut leo scelerisque tempus. Sed id dolor dapibus est lacinia lobortis.
Learn more