РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА И В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Самые древние образцы материальной культуры, обнаруженные на территории Азербайджана, относятся к 8-му тысячелетию до н.э. Для населенных пунктов расположенных в Азербайджане характерными были древние мегалитические памятники, менгиры, дольмены, пещеры, оборонительные сооружения, курганы, металлические орудия, гончарное дело и ювелирное искусство. На монументальных наскальных рисунках нашли свое отражение культура и эстетическое представление нашего народа. Азыхская пещера (длина 215-220 метров) недалеко от города Физули свидетельствует о том, что Азербайджан был одним из древнейших в мире поселений человека.

Среди древнейших образцов изобразительного искусства имеет исключительно важное значение наскальные рисунки Гобустана, относящиеся к VII-V до н.э., рисунки в горах Айычынгыллы и Перичынгыл вокруг озера Залха на территории нынешнего Кялбяджарского района относящиеся к началу бронзового периода (3-е тысячелетие до н.э.), наскальные изображения в горах Гемигая, расположенных севернее от города Ордубада. На рисунках, изображенных на скалах Гобустана "Беюкдаш", "Кичикдаш", "Джингирдаг", "Шенгардаг" и другие, вызывают особый интерес изображения связанные с образом жизни, быта и труда проживавшего там древнего человека. Здесь в динамической форме представлены различные сцены и сюжеты, связанные с охотой, животноводством, земледелием и другими отраслями быта, а также изображения людей и животных.

Гобустанские наскальные рисунки - пиктограммы охватывают многовековой, длительный исторический период, начиная с первобытнообщинного строя и до эпохи феодализма. Важное место среди древних образцов изобразительного искусства занимают декоративные узоры, рисунки, выпуклости (рельефные изображения), и скульптуры, украшающие изделия гончарного дела каменные и металлические изделия. Шаровидный сосуд (село Шахтахты Нахчыванской АР), фигурка двуглавого оленя (село Доланлар Ходжавендского района), бронзовая посуда, на которой изображены пять фантастических животных (Гедабек), золотое ожерелье в виде полумесяца (Зивие), золотая пиала (курган Гасанлы недалеко от озера Урмия), керамические посуды, найденные в Мильской и Карабахской степях, особо отличаются своей нежностью и художественным совершенством (VII-VII века до н.э.). Образцы изделий из художественного стекла разного типа и формы, найденные Мингячевире и в Шамахе - декоративные посуды, пиалы, женские украшения свидетельствуют о том что в Азербайджане существовало также производство стекла. Образцы гравюры и скульптуры были весьма широко распространены в искусстве Албанского (Кавказского) периода.

На поверхности каменной капители Мингячевирского храма (V-VI веках) обнаружено выпуклое изображение двух павлинов, стоящих лицом к лицу слева и справа от священного дерева вечной жизни, являются одним из наиболее совершенных образцов скульптуры Албанского (Кавказского) периода. Пластические формы также часто встречаются в оформлении художественных металлических изделий (торевтика).

На серебряных пиалах, бронзовых сосудах для воды, найденных в Мингячевире, Торпаггале и в других местах археологических раскопок даны изображения оленей, львов, павлинов и овальные изображения. В образцах овальной и выпуклой структуры, относящихся к этому времени (изготовленных из бронзы и камня) чаще встречаются изображения людей и животных сцены, связанные с бытом, охотой и религиозными церемониями. Начиная с VII столетия, в связи с распространением Исламской религии в древних исторических городах Азербайджана - Габале, в Нахчыване, в Шемахе, в Баку, в Барде, в Гяндже, в Бейлагане, в Тебризе, в Мараге и Ардебиле стали возводить архитектурные комплексы, дворцы, замки, мечети и мавзолеи. В декоративном оформлении этих зданий широко использованы элементы каллиграфии - эпитафии, орнаменты, кафель и барельефы.

На зданиях, принадлежащих Ширван-Абшеронской школе архитектуры главное место занимает образцы искусства резьбы на камне, геометрические и растительные узоры, а на декоративных украшениях зданий, представляющих Нахчыванскую школу архитектуры - орнаментальные мотивы, состоящие из окрещенного кирпича и кафель.

Среди наиболее известных образцов скульптурного искусства решающую роль в декоративном оформлении зданий сыграли надписи и выпуклые изображения на архитектурном памятнике Ширваншахов под именем "Баильский замок" или "Сабаиль", построенный в XII веке в Бакинском порту. На Баиловских камнях наряду с надписями привлекает внимание изображение людей и животных (тигр, верблюд, лошадь, бык, птица), сделанные в стиле глубокой резьбы. Баиловские камни, несущие характер фриза, в свое время составляли декоративный элемент величественного архитектурного памятника, расположенного на суше.

В средние века Азербайджанское изобразительное искусство составляло органическое единство с декоративно-прикладным искусством. Об этом свидетельствует тот факт что на образцах керамических изделий найденных в Гяндже, в Бейлагане и других городах, наряду с растительными и геометрическими орнаментами. Изображен также рыцарь, стреляющий из лука в птицу или зверя с острыми когтями. В это время культура Азербайджанского Ренессанса была тесно связана с творчеством Низами Гянджеви который в своих поэмах создал образы зодчих, скульпторов, граверов и художников (Фархад, Шапур, Симнар).

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director

Lorem ipsum
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat. Curabitur pharetra dictum lorem, id mattis ipsum sodales et. Cras id dui ut leo scelerisque tempus. Sed id dolor dapibus est lacinia lobortis.
Learn more