ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

После того, как в 1991-ом году была восстановлена государственная независимость, трансформация общественно-политической и социально-экономической системы в Азербайджанской Республике для формирования независимой национальной экономики, основанной на строительстве демократического государства и свободных рыночных отношений, стала объективной необходимостью. Начиная с этого года, перед правительством были поставлены следующие и другие очень важные и судьбоносные задачи: укрепление государственной независимости; строительство демократического, правового - светского государства; переход на рыночную экономику; обеспечение территориальной целостности государства; улучшение безопасности и социально-экономического благосостояния народа.

Экономическое развитие, существующее в стране начиная с периода приобретения независимости до сегодняшнего дня, можно разделить на два основных этапа. Первый период охватывает 1991-1995 годы и является периодом хаоса или упадка. Второй период начался с 1996-го года и продолжается по настоящее время и является периодом макроэкономической стабильности и динамического экономического развития.

На первом этапе положение было усугублено невиданными политическими (нестабильность политической ситуации в 1991-1993 годах), военными (В результате военной агрессии Армении против Азербайджана 20% территории страны до сих пор находится под оккупацией армянских вооруженных формирований. Основная часть, более миллиона азербайджанцев, изгнанных из Армении и оккупированных Азербайджанских территорий, до сих пор живут в палатках и в местах не пригодных для проживания. Несмотря на то, что большинство этих беженцев и вынужденных переселенцев являются трудоспособными, фактически большая часть из них не имеют постоянного места для работы и вынуждены проживать случайными заработками и мизерными пособиями, выделяемыми правительством.) и экономическими (на этом этапе в результате внезапного расторжения взаимных обменов и производственно-кооперативных связей между бывшими союзными республиками, которые формировались в течение десятилетий, уровень производства значительно снизился, большая часть предприятий была вынуждена ограничить или же вовсе прекратить свою работу, началось массовое увольнение работников и понижение уровня заработной платы в реальном выражении, которая являлась основной частью дохода населения, процесс инфляции ускорился. А попытки повышения заработной платы и социальных выплат для понижения социальной напряженности на том этапе, без учета реальных возможностей экономики страны, привело к ускорению инфляционных процессов и превращению его в гиперинфляцию) проблемами, с которыми столкнулась Азербайджанская Республика.

На этом этапе Азербайджанская Республика начала свои экономические реформы с либерализации международной экономической деятельности и цен. До 1995-го года процесс либерализации сопровождался резким повышением цен в стране. Цены на потребительские товары в 1991-ом году по отношению к 1990-му году поднялись в 2,07 раза, тогда как в последующие годы этот прирост в несколько раз ускорился. Потребительские цены в 1992-ом году по отношению с 1991-ым годом поднялись в 10,12 раза, в 1993-ем году по отношению с 1992-ым годом - в 12,3 раза, а в 1994-ом году по отношению с 1993 годом - в 17, 63 раза.

С точки зрения придания официального характера проводимым экономическим реформам на этом этапе, в качестве другого направления можно отметить Государственную Программу под названием "Развитие предпринимательства в Азербайджане (1993-1995)", которая была утверждена в 1993-ем году. Поскольку в стране до 1993-го года не осуществлялись серьезные реформы в предпринимательском секторе, лишь эпизодические меры, принятие такой программы и начало ее осуществления создало возможность добиться относительных успехов в этом секторе (число малых и средних предпринимателей, проявляющих активность в стране, увеличилось, а их внешнеэкономическая деятельность расширилась и т. д.).

Однозначно можно отметить, что в результате слабых реформ и косметических экономических мер и т. д., проведенных на первом этапе экономического развития по всему экономическому индикатору, наблюдались негативные отклонения. Так как в 1991-ом году валовой внутренний продукт (ВВП) составлял 2,7 миллиардов манатов, а ВВП в течение 1991-1995 годов уменьшался каждый год на 16,5%, а в результате этого денежный доход населения, который является обобщенным показателем уровня жизни населения, снизился в реальном выражении в 3,3 раза, а денежные доходы на душу населения в среднем в 3,6 раза. В результате выхода из строя производственных отраслей уровень безработицы значительно возрос. Так, в течение 1991-1995-ых годов наблюдалось уменьшение числа занятого населения среди экономически активного населения.

Начиная с 1991-го года, в течение 4 лет уровень реальных доходов населения по заработной плате снизился в 5,7 раза. Такое положение значительно ускорил экономический упадок, и на этом этапе инфляция поднялась до своего высшего уровня - этапа гиперинфляции (например, уровень инфляции в 1994-ом году составлял 1763,5 процентов). Инфляция еще более ускорялась, поскольку резкое уменьшение производства, политическая нестабильность, война, процессы экономики, такие как стихийное функционирование рыночных элементов и т. д., претворяющиеся в жизнь такие меры как увеличение государственных расходов и уровня заработной платы в несколько раз, выдача льгот социальным слоям населения, находящимся в тяжелом материальном состоянии, а также необдуманная денежно-кредитная, налогово-бюджетная и внешне-торговая политика не согласовывалась с реальными экономическими возможностями республики.

Вообще-то неоптимальные экономические реформы и многие бессистемные экономические меры, проведенные за 1991-1995-ые годы - на этапе экономического упадка, привели к нижеследующим негативным последствиям: (I) финансово-банковская система оказалась в парализованном состоянии; (II) в 1994-ом году соотношение дефицита бюджета на ВВП достигло 13 процентов; (III) дефицит бюджета в целом финансировался Национальным Банком, а это приводил к чрезвычайному увеличению денежной массы; (IV) денежная эмиссия в 1992-1994-ые годы составлял 40-45 процентов денежных доходов населения; (V) за 1992-1994-ые годы соотношение объема кредита на валовой внутренний продукт составлял 55-60 процентов; (VI) в 1994-ом году процентная ставка Национального Банка достигла 250 процентов; (VII) Национальная валюта - манат, выпущенная в обращение в 1992-ом году, скоро начала обесцениваться и в 1995-ом году ее курс по отношению к Российскому рублю упал в десять раз, а по отношению к доллару США в 245 раз. (VIII) инфляция в стране достигла пикового уровня; (IX) за 1992-1994 годы объем внешнеторгового оборота снизился на 42 процента; (X) до 1994-го года экономика страны не была инвестирована ни на один манат. (XI) на этом этапе реальные доходы населения резко снизились и т.д.

Благодаря дальновидной политике и упорному труду Президента Азербайджанской Республики, нашего общенационального лидера Гейдара Алиева, за короткий исторический период после восстановления государственной независимости, несмотря на первоначальные тяжелые условия, были достигнуты очень большие успехи в области социально-экономического развития страны и ее интеграции в мировую хозяйственную систему. А самым большим достижением является то, что в процессе строительства независимого государства, проводимом на этом этапе, была создана по сути своей новая модель - Азербайджанская модель экономических реформ и развития.

Надо отметить, что на втором этапе экономического развития, в качестве официальной базы осуществления отмеченной модели в Азербайджанской Республике, были приняты и успешно реализованы ряд документов (концепции, стратегии и программы) крупномасштабной политики ("Государственная Программа по Поддержке Малого и Среднего Предпринимательства в Азербайджанской Республике (1997-2000 годы)", "Государственная Программа по развитию малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005 годы)", "Государственная Программа по развитию машиностроительной индустрии в Азербайджанской Республике (2002-2005 годы)", "Государственная Программа по развитию аграрного сектора в Азербайджанской Республике (2002-2006 годы)", "Концепция демографического развития Азербайджанской Республики", "Государственная Программа по развитию туризма в Азербайджанской Республике в 2002-2005 годы", "Государственная Программа по снижению бедности и экономическому развитию в Азербайджанской Республики (2003-2005 годы)", "Государственная Программа по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 годы)"). Вместе с тем в данное время успешно реализуются "Стратегия занятости Азербайджанской Республики" (2006-2015 гг.), "Государственная Программа по снижению бедности и продолжительному развитию в Азербайджанской Республике", "Государственная программа по надежному обеспечению населения Азербайджанской Республики в 2008-2015 годы продовольственными товарами” и другие важные стратегические документы.

Стратегические направления этой модели, которая основывается на логике продолжительного и динамичного развития, характеризуются следующим образом: 1) формирование единой социально направленной, саморазвивающейся, основанной на свободных рыночных отношениях экономической системы - независимой национальной экономики; 2) активное привлечение в хозяйственный оборот существующего в стране природно-экономического, технико-производственного и научно-технического потенциала; 3) обеспечение рациональной интеграции национальной экономики в мировую хозяйственную систему.

Отличительные особенности практики внедрения в жизнь экономической политики по этой модели являются следующие: ведение работ параллельно в каждом указанном направлении по согласованным программам; принятие нестандартных и смелых решений, которые учитывают объективные закономерности экономического развития и рассчитаны на будущее; соблюдение социальной направленности; принятие во внимание национального менталитета и использование мировой практики. Успехи, достигнутые в области социально-экономического развития за последние годы в нашей стране, являются самым лучшим доказательством жизнеспособности и рациональности Азербайджанской модели экономических реформ и развития. Так как политика, осуществляемая по этой модели в течение небольшого отрезка времени привела к коренным качественным изменениям в экономике страны: инфляция была обуздана (начиная с 1996-го года уровень инфляции в Азербайджане была стабилизирована), практика финансирования дефицита бюджета была прекращена.

В результате этих изменений уже в 1996-ом году в стране, которая находилась в экономическом кризисе, установилась макроэкономическая стабильность, а, начиная со следующего, 1997-го года, стало возможным обеспечить динамическое экономическое развитие, так как темп роста ВВП в 1996-ом году составлял 1,3%, в 1997-ом году 5,8%, а в 1998-2003 гг. этот показатель составлял примерно 10%. В 2004-2011 гг. реальный рост ВВП составил 3 раза.

Одним из важнейших направлений последовательных и систематических экономических реформ, проводимых в стране, начиная с 1995-го года, является приватизация государственной собственности и создание благоприятных условий для развития свободного предпринимательства. С институциональной точки зрения фактически уже завершены земельные и аграрные реформы. Более 1695,1 тыс. га земли были безвозмездно розданы крестьянам, вместо колхозов и совхозов были созданы фермерские хозяйства. В настоящее время 99,8% сельскохозяйственных продуктов производятся в частном секторе. Этот процесс, наряду с социально-политическими изменениями в стране, повлиял на рост экономической рациональности сельскохозяйственных отраслей. Ярким доказательством этого является снижение уровня импорта некоторых видов продуктов питания (например, мясо, молоко, картофель, лук и т. д.) в течение последних лет.

На этом периоде уже был завершен первый этап приватизации государственного имущества, и была начата осуществляться II приватизационная программа, и в рамках этой программы были предложены приватизации учреждения связи, транспорта, химии, машиностроения и топливно-энергетического комплекса.

В результате проведенных работ, связанных с развитием предпринимательства и претворением в жизнь приватизации, удельный вес негосударственного сектора в ВВП возрос, с 29% в 1994 г. свыше 81% в 2011 году .

За последние годы инвестирование экономики страны значительно возросло. 2004-2011 гг. для развития экономики и социальной сферы было вложено инвестиций более чем на 100 миллиардов долларов США.

Среди проделанных работ в этом периоде надо особенно подчеркнуть создание Нефтяного Фонда в конце 1999 года. Этот указ, который был принят своевременно, говорит о начале нового этапа в экономическом развитии и он должен быть оценен как плод долгосрочной экономической стратегии общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, направленной на получение пользы для грядущих поколений от национальных богатств и на обеспечение комплексного развития экономики. В продолжение этой стратегии большое значение имеет утвержденная Указом Президента в 2004-м году "Долгосрочная стратегия управления нефтяными и газовыми доходами (2005-2025 гг.).

Кроме того, как продолжительное следствие осуществленных и осуществляемых экономических реформ и мер (выше мы указывали какими политическими документами эти экономические реформы и меры претворяются в жизнь) в направлении уменьшения бедности, улучшении социально-экономического благосостояния, обеспечения регионального и отраслевого развития, жизненный уровень населения с каждым годом повышается, реализуется прогресс экономики в региональном и отраслевом отрезке.

Под руководством достойного продолжителя общенационального лидера - Президента Азербайджанской Республики Илхама Алиева в результате успешного претворения в жизнь социально-экономической политики, экономическое состояние страны на сегодня подтверждает достижении основных целей переходной программы как по форме и так и по содержанию, а также завершении переходного периода. Все это показывает, что экономика страны уже поднялась на качественно новый уровень.

Cогласно Закону Азербайджанской Республики "О бюджетной системе ", в 2011-м году была подготовлена "Концепция и прогнозные показатели социально-экономического развития Азербайджанской Республики на 2012 и следующие три года", согласующаяся с перечисленными выше государственными программами. Этот документ обосновывает государственный и обзорный бюджеты Азербайджанской Республики на 2012 и последующие три года, определив основные направления и прогнозируемые показатели социально-экономического развития Азербайджанской Республики в 2012-2015-м гг.

Главной целью нового этапа является обеспечение в долгосрочной перспективе продолжительности динамического социально-экономического развития в стране посредством повышения конкурентоспособности национальной экономики и ее рациональной интеграции в мировую хозяйственную систему. В указах, а также в документах экономической политики, утвержденных Президентом Азербайджанской Республики господином Ильхамом Алиевым, определены необходимые задачи для претворения в жизнь этой цели. К ним можно отнести такие задачи как укрепление существующего экономического потенциала страны и комплексную рациональную реализацию этого потенциала, и, в том числе, развитие ненефтяного сектора (формирование сильной Азербайджанской экономики, не зависящей от нефти), полное и рациональное использование потенциала каждого региона, и уравновешивание их развития, создание условий для открытия большего количества новых рабочих мест, развитие предпринимательства, значительное увеличение объема, качества и направленности социальных услуг, снижение бедности.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director

Lorem ipsum
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat. Curabitur pharetra dictum lorem, id mattis ipsum sodales et. Cras id dui ut leo scelerisque tempus. Sed id dolor dapibus est lacinia lobortis.
Learn more