ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КИНОИСКУССТВА АЗЕРБАЙДЖАНА. ПЕРИОД НЕМОГО КИНО (1920-1935)

История азербайджанского киноискусства начинается со 2 августа 1898-го года. Первые отечественные фильмы состояли из сюжетов хроники, снятых фотографом и прозаиком А.М.Мишоном ("Пожар нефтяного фонтана в Биби-Эйбате", "Нефтяной фонтан в Балаханах", "Народное гуляние в городском саду", "Кавказский танец" и др.) и одного художественного киносюжета ("Попался").

В 1915-ом году в городах Баку, Тифлисе и Иреване были созданы конторы кинопроката, учрежденные на Кавказе акционерными обществами (торговыми домами) братьев Пироне. В 1915-ом году это общество приступило к съемкам первого азербайджанского художественного фильма "В царстве нефти и миллионов" по одноименному роману М.Мусабекова. Съемку этого фильма финансировали нефтяные промышленники. Для снятия фильма был приглашен режиссер Б.Н.Светлов из Петербурга. Пейзажи снимались в Баку и окрестных селах, а сцены, связанные с павильонами, - в Тифлисе. Роль Лутфали-бека в этом фильме сыграл Г.Араблинский. В 1916-ом году была снята первая азербайджанская кинокомедия на основе оперетты У.Гаджибекова "Аршин мал алан", а 1919-ом году был продемонстрирован полнометражный фильм "Торжества по случаю первой годовщины независимости Азербайджана".

В 1923-ем году было учреждено Азербайджанское фото-кино управление (АФКУ). АФКУ осуществляло меры по национализации и объединению фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей. В то время при АФКУ существовали кинотеатры "Тейяре", "Эдисон", "Миллион", "Ладья", "Меденчи" ("Промысловик") и др. В 1924-ом году вышел на экраны двухсерийный художественный фильм "Легенда о Девичьей Башне" (режиссер В.В.Валльюзек) производства АФКУ. Авторам этого, весьма интересного с этнографической точки зрения, фильма не удалось пренебрегать восточной экзотикой.

В 1925-ом году по инициативе Ш.Махмудбекова при АФКУ была организована студия по подготовке национальных актерских и режиссерских кадров в Азербайджане. Здесь обучались Дж.Джаббарлы, М.Микаилов, А.Таиров и др. С целью оказания помощи повышению художественного качества фильмов и развитию национальных кадров в Баку были приглашены известные кинорежиссеры В.И.Пудовкин, И.А.Шевченко, Н.М.Шенгелая, М.Э.Чиаурели, а также кинооператоры Г.М.Лемдег, В.Р.Лемке, А.В.Гальперин, И.С.Фролов, Я.М.Фельдман, Л.Л.Косматов, В.М.Шнейдер и др., были привлечены к кино творчеству Дж.Джаббарлы, А.М.Шарифзаде и др.

В последующие годы АФКУ было неоднократно переименовано на "Азгоскино" (1926-1930), "Азеркино" (1930-1933), "Азфильм" (1933), "Азгоскинопром" (1934), "Азерфильм" (1935-1940), "Бакинская киностудия" (1941-1959), а с 1961-го года это учреждение называется "Киностудия "Азербайджанфильм" имени Дж.Джаббарлы".

В 20-е годы прошлого столетия основную тематику азербайджанского кино составляли борьба против религиозного фанатизма, революция и свобода женщин.

Наиболее удачными образцами созданных в те годы фильмов являются "Бисмиллах" (1925, режиссеры А.М.Шарифзаде, А.Валовой), "Дом на вулкане" (1929, режиссер А.И.Бек-Назаров, совместно с "Арменкино"), "Гаджи Гара" (1929, режиссер А.М.Шарифзаде), а также фильм "Севиль" (1929, режиссер А.И.Бек-Назаров), являющийся реальным художественным отражением образа женщины-азербайджанки, борющейся за свою свободу.

В начале 30-х годов были сняты фильмы, являющиеся художественным отражением быта азербайджанского народа, темы которых были взяты из современной жизни, а также фильмы на историко-революционные темы: "Лятиф", "Исмет" (1930, 1934, режиссер М.Микаилов), "Алмаз" и "Новый горизонт" (1936, 1940, режиссеры А.Гулиев, Г.М.Брагинский), "Бакылылар" ("Бакинцы") (1938, режиссер В.В.Турин), "Кяндлиляр" ("Крестьяне") (1940, режиссер С.Марданов) и др.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director

Lorem ipsum
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat. Curabitur pharetra dictum lorem, id mattis ipsum sodales et. Cras id dui ut leo scelerisque tempus. Sed id dolor dapibus est lacinia lobortis.
Learn more