Экономика Казахстана

О развитии казахской экономики


Казахстан — аграрно-индустриальная страна.

Основным источником экономического роста является добыча полезных ископаемых.


Центральный Казахстан
Северный Казахстан
Южный Казахстан
Восточный Казахстан
Западный Казахстан

Казахстан состоит из пяти крупных экономических районов.
Северный Казахстан — развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика.
Восточный Казахстан — цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство.
Западный Казахстан — крупнейший нефтегазодобывающий регион, машиностроение, приборостроение, производство строительных материалов в частности ракушечника, мела, цемента
Центральный Казахстан — чёрная и цветная металлургия, машиностроение, животноводство.
Южный Казахстан — хлопок, рис, шерсть, зерно, фрукты, овощи, табак, виноград, конопля, ; развиты цветная металлургия, приборостроение, лёгкая и пищевая промышленность, рыбное и лесное хозяйство.


Показатели

За 2003 год 

среднегодовая инфляция составила 6,4 %. Чистые международные резервы страны увеличились до 4,9 млрд долларов.


2007
ВВП — $104,3
валовый внешний долг — 74 014,1 млн долл. США


2008
валовый внешний долг — 96 914,3 млн долл. США(01.01.2008)


2008 год

ВСЕГО Валовый внешний долг — 96 914,3 млн долл. США (01/01/2008)


Лето 2008 г. — Пик инфляции 20,1 %
ВВП — $135,0 млрд или 133,726 млрд долл.


2009 год
ВСЕГО Валовый внешний долг — 108 130,4 млн долл. США (31.12.2008)
ВСЕГО Валовый внешний долг — 111 326,3 млн долл.(На 1 октября 2009 г.)

Валовой внутренний продукт Казахстана $133,726 млрд, данные предоставил Международный валютный фонд за апрель 2008 $11 000 на душу населения 54-й в мире

(2007). ВВП в 2009 году составил 16 100 млрд тенге, что составляет примерно $106 млрд.


Внешняя торговля


Доля торговли с традиционными партнёрами — странами СНГ и Балтии — велика: на них приходится около 59 % экспорта и до 63 % импорта. При этом основным торговым партнёром остаётся Россия. Из государств дальнего зарубежья успешно развиваются торговые связи с Германией, Турцией, Швейцарией, Чехией, Италией, Китаем, США, Великобританией, Южной Кореей и другими.

В июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. По некоторым оценкам, создание Таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году
Экспорт

Казахстан экспортирует сырьё произведённое добывающей, топливной, металлургической и химической промышленностью.

В структуре казахстанского экспорта:
нефть и нефтепродукты — 35 %
цветные металлы — 17 %
чёрные металлы — 16 %
руды — 12 %
зерновые культуры — 9 %
другое — 11 %


Импорт


Основной импортируемой продукцией являются машины и оборудование, средства транспорта, приборы и автоматы, химическая продукция, топливо минеральное, продовольственные товары, готовые изделия и товары народного потребления.
Промышленность
Машиностроение

Продукция машиностроения в общем объёме промышленного производства республики составляет около 8 %.

Казахстан производит оборудование для нужд своей горной промышленности. Из произведённого в Казахстане экспортируются: кузнечно-прессовое оборудование (Шымкент), металлорежущие станки (Алма-Ата), аккумуляторы (Талды-Корган), центробежные насосы (Астана), рентгеновское оборудование (Актюбинск) и т. д. В городе Уральске, что на западе Казахстана в последнее время увеличилось внимание государства к машиностроительной отрасли. Именно в Западном Казахстане планируется масштабно развивать машиностроение. В городе Уральске находятся такие крупные заводы, как «Зенит», «УМЗ», «Металлист», «Омега», «Ремзавод». В советскую эпоху этим заводам уделялось должное внимание со стороны государства, но с распадом СССР продукция этих заводов уменьшилась более чем на 70 %.
Чёрная металлургия


офис крупнейшей металлургической компании — Mittal Steel в Темиртау

Чёрная металлургия Казахстана производит более 12,5 % республиканского объёма промышленной продукции.

По запасам железной руды Казахстан занимает восьмое место в мире. Его доля в мировых запасах составляет 6 %.

Из 8,7 млрд тонн разведанных запасов железной руды 73,3 % являются легко добываемыми. Более 70 % добываемой в стране железной руды уходит на экспорт.
Цветная металлургия

Удельный вес цветной металлургии в общем объёме промышленного производства превышает 12 %.

Добываются производятся медь, свинец, цинк, титан, магний, редкие и редкоземельные металлы.

Казахстан входит в число крупнейших в мире производителей и экспортёров рафинированной меди. Основными импортёрами казахстанской меди являются Италия и Германия.

Казахстан является крупным производителем золота. В стране зарегистрировано свыше 170 золотоносных месторождений.
Химическая промышленность

Предприятия химической и нефтехимической промышленности республики производят пластмассы, химические волокна и нити, шины для автомобилей и сельхозмашин, широкий ассортимент резинотехнических изделий, хромовые соединения, карбид кальция, каустическая сода и др. продукция.

В Казахстане действуют три нефтеперерабатывающих завода, производящие автобензин, дизельное, котельное топливо, авиационный керосин, нефтебитумы и другие нефтепродукты.

Действует крупный комплекс по переработке фосфоритной руды с получением жёлтого фосфора (более 90 % от общего производства бывшего СССР), минеральных удобрений, синтетических моющих средств.


Производство строительных материалов

Продукция промышленности строительных материалов в общем объёме промышленного производства Республики занимает более 4 %.

На предприятиях отрасли производится цемент, шифер, асбестоцементные трубы, мягкие кровельные материалы, линолеум, санитарно-строительный фаянс, облицовочные керамические плитки для полов и отделки зданий, панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения, каолин для бумажной промышленности, радиаторы, конвекторы и ряд других видов строительных материалов и конструкций.

Республика располагает достаточными запасами разнообразного сырья для выпуска строительных материалов.

В производстве строительных материалов широкое применение находят отходы промышленности: шлаки металлургических и химических производств, зола теплоэлектростанций и другие вторичные ресурсы.
Энергетика
Основная статья: Энергетика Казахстана

Энергетика Казахстана состоит из 3х зон имеющих слабые внутренние связи: Западно-Казахстанская (связана с Россией), Центрально и Восточно-Казахстанская (свяазнная с Россией), Южно-Казахстанская (связанная с Узбекистаном и Киргизией). Центрально и Восточно-Казахстанская зона является единственной энергонезависимой, преждевсего благодаря мощным угольным электростанциям Экибастуза. Южный Казахстан испытывает постоянный дефицит электрической мощности, который компенсируется линией Север-Юг и импортом с гидроэлектростанций Киргизии. В Западной зоне Атырауская и Западно-Казахстанская области являются энергодефицитными и импортируют энергию с России. Мангистауская область имеет достаточный резерв мощности благодаря Мангистаускому Атомно-Энергетическому Комбинату, но слабая связь с Атырау (до 70 мВт) не позволяет транспортировать излишки в другие регионы.

На полуострове Мангистау (Мангышлак) южнее города Актау (Шевченко) в 1972 году сооружена и запущена в эксплуатацию крупная опытная АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-350 с натриевым охлаждением. АЭС БН-350 имела двухцелевое назначение: производство электрической энергии (установленная мощность 350 Мвт), выдача пара на опреснительные установки для получения пресной воды из морской до 120 тыс. т в сутки, производство оружейного плутония для нужд оборонной промышленности СССР. По состоянию на 1978 год Шевченковская АЭС была крупнейшей в мире опытно-промышленной энергетической установкой с реакторами на быстрых нейтронах, позволявшей учёным решить ряд научно-технических и промышленных проблем[14].

В 1976 году закончилось строительство Жамбылской ГРЭС мощностью 1230 МВт, которая и по сей день остается основной энергетической базой юга Казахстана.
Транспорт
Основная статья: Транспорт Казахстана

Географическое расположение Казахстана в центре Евразии предопределяет его значительный транспортный потенциал в области транзитных перевозок. Протяжённость наземных транспортных магистралей республики составляет 106 тыс. км. Из них 13,5 тыс. км — магистральные железные дороги, 87,4 тыс. км — автомобильные магистрали общего пользования с твёрдым покрытием, 4 тыс. км. — речные пути.

В 2007 году казахстанская сторона обратилась к России с предложением строительства канала Евразия — прямого воднотранспортного соединения Каспийского моря и Азово-Черноморского бассейна, проходящего по российской территории. В случае реализации проекта Казахстан может при помощи России получить прямой доступ к международным морским коммуникациям и стать морской державой.
Сельское хозяйство

Сельское хозяйство является важным сектором экономики страны.

По производству зерна Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины.

На севере Казахстана выращивается яровая пшеница, овёс, ячмень и другие зерновые культуры, а также подсолнечник, лён-кудряш. Развито овощеводство, бахчеводство.

Запад славится посевами кукурузы, овощей, подсолнечника и других с\х культур. В 2009 году в Уральске предполагается построить завод по производству подсолнечного масла. Это восполнит дефицит в области, хотя производство в целом составит 4-5 процентов от общего объема производства по РК. На юге республики при искусственном орошении дают высокие урожаи хлопчатник, сахарная свекла, табак, рис. Развито садоводство.

Природные условия Казахстана, их многообразие обуславливают значительные потенциальные возможности для развития животноводства. В Казахстане традиционно занимаются овцеводством, коневодством, верблюдоводством, разведением крупного рогатого скота.
Финансовая система
Основная статья: Банки Казахстана

Республика Казахстан — первая из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая (в 1998 году) реформу пенсионного обеспечения населения.[15]

Казахстан первым среди стран СНГ (в 2000 году) создал Национальный фонд Республики Казахстан для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.[16][17]

На 2003 год финансовая система Казахстана считалась лучшей среди стран СНГ[18], а точнее — более развитой, прозрачной и защищенной от вмешательства государства.
Финансовый кризис
Основная статья: Финансовый кризис 2008–2009 годов в Казахстане

Глава Нацбанка республики Анвар Сайденов считает, что достаточно тяжелый удар по казахстанской финансовой системе случился в 2008 году.[19]

И несмотря на то, что премьер-министр Казахстана Карим Масимов 8 июня 2009 года в Астане заявил, что финансовая система работает стабильно[20], всё же уже 30 октября 2009 году Международный валютный фонд признал финансовую систему Казахстана уязвимой.[21]
Структура

Национальный банк Республики Казахстан — является центральным банком первого уровня в стране.

В Казахстане
на 1 января 2009 года работало 35 банков.
На 1 июля 2009 года — 38 банков.

Ассоциация банков Республики Казахстан — помогает им корректировать работу, а Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций — контролирует их деятельность.

Однако все государственные активы республики сконцентированы в госхолдинге Самрук-Казына который поддерживает банки в случае необходимости выкупая пакеты этих банков или создавая дочерние организации как например — Фонд стрессовых активов.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director

Lorem ipsum
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat. Curabitur pharetra dictum lorem, id mattis ipsum sodales et. Cras id dui ut leo scelerisque tempus. Sed id dolor dapibus est lacinia lobortis.
Learn more